Не быть самонадеянным по отношению к малейшему движению страстей
Что такое самонадеянность? Это нетрезвая уверенность в своих силах и достоинствах.
Когда человек начинает работать над своими страстями, он использует те духовные знания, которые ему преподают учителя, которые ему открываются из Святоотеческой литературы… Применяя эти знания на практике, он нарабатывает определенный опыт в работе над собой. Появляется некоторая уверенность, изменяются отношения с близкими, коллегами, друзьями. И вот тут подстерегает опасность: я могу сам и в любое время справиться со своими страстями, у меня все под контролем. Это самообман, лукавство.
Забывая о том, что только с Божьей помощью можем победить свои страсти, взращиваем в себе таким образом самонадеянность, тщеславие. И уже мы самые мудрые, самые добрые, заботливые, все про всех знаем, можем раздавать советы налево и направо. Святитель Игнатий говорил: «Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять».
Когда есть опыт борьбы со страстями, когда начинаешь видеть их в своей душе, часто самонадеянно попускаешь маленький каприз, небольшое недовольство, обиду, надеясь, что в следующий раз этого не допущу. Но приходит следующий раз – и попускаешь больший каприз, большее недовольство, обиду – разрушается сила воли, искажается мышление, чувства. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Вообще все страсти развиваются в человеке от послабления им; учащающееся послабление обращает наклонность в навык, а навык делает страсть насильственным властелином над человеком». «Убойся злых навыков, – сказал преподобный Исаак Сирин, – более, нежели бесов».
От самонадеянности приходят и разленение, и забвение, и неведение. И без Божьей помощи, без постоянной борьбы со страстями, понуждения к ней не получится не стать рабом страсти.
«Если привычка потребует чего однажды и требование ее не будет исполнено, то в другой раз найдешь ее слабою; а если однажды исполнишь ее волю, то во второй раз найдешь, что нападает она на тебя с гораздо большею силою», – писал Исаак Сирин.