В поте лица твоего должен стяжать Святой Дух, чтобы воскреснуть
Святой Дух – это жизнь для души, Его необходимо приобретать с помощью укрепления в себе добродетелей. Человек в его неосознанном и греховном состоянии, по сути, мертв. Живет лишь внешней своей формой. Святые называли это состояние ветхим человеком. Но он должен воскреснуть, т.е. начать жизнь внутреннего человека – духа и души. Это происходит, когда человек соединяется со Святым Духом. Иисус Христос, воскреснув телом, показал человечеству главный смысл – воскресение духа. Это иное состояние, когда на первом месте находится внутренняя жизнь, человек живет в духовном мире и может разговаривать с Отцом Небесным, учиться у Него. «Когда сделаемся сынами Воскресения, тогда и мы будем удостоены знания лицом к лицу. Тогда праведные удостоятся лицезрения Божия в радости…» (Василий Великий).
Причастие Духа Святого, который для души есть жизнь и питание, – это непрестанный труд в поте лица, как говорили Святые: «Дай кровь, прими Дух». Ленивые и теплохладные Духа Святого не стяжают, они остаются для истинной жизни мертвыми, потому что не приводят в движение свой дух и мышление. Коль не работают, то и не в поте лица живут.
Воскресение начинается с духа, вместе с ним воскресает душа, а затем и тело наполняется Святым Духом – это есть Богочеловек. «…Если душа предпрославлена ныне и вступила в единение с Духом, то и тела сподобятся части в Воскресении» (Макарий Египетский).
Обретать Святой Дух в поте лица своего – это значит прикладывать большие старания. Сдвинуть себя с привычного поведения очень и очень трудно, потому требует больших усилий. Ведь мы привыкли считать себя лучше и умнее других, а потому, когда всё же время от времени приходим в трезвое состояние ума, видим насколько глубоко мы пронизаны страстями и самим не справиться с глубиной этой поврежденности, нужны не только наши усилия, но и помощь Божья.
Познание Бога и себя помогает увидеть повреждённую душу, очистить ее с Божьей помощью и соединиться с Богом. В этом помогают трезвение, покаяние, рассудительность, чтение духовной литературы, понуждение себя в малом. Понуждение становится в радость, когда мы обретаем вразумление, что должны в поте лица стяжать Святой Дух, что это есть сама жизнь, жизнь с Богом.
Необходимо малыми шагами изменять свои привычки занимать свой ум не материальными и скверными мыслями, а мыслями о Боге, Божьей милости и справедливости. Свою земную работу посвящать Богу, свое свободное от земной работы время занимать не развлечениями, а молитвой. Свое внимание беречь от соблазнов, направлять его на видение своих грехов и страстей.
«Когда блудник делается целомудренным, корыстолюбец – милосердным, жестокий – кротким, то и в этом заключается воскресение, служащее началом будущего… <ибо> грех умерщвлен, а праведность воскресла, ветхая жизнь упразднилась, а начата жизнь новая и евангельская». «…Смертным наше естество стало вопреки природе, и… воскресением нам возвращается то, что свойственно нашей природе. Потому-то оно и есть Воскресение, восстановление, что поврежденное грехом и падшее создание восстановляет оправданием» (Иоанн Златоуст).
«…Восстанет человек оживотворенный и одушевленный, свергнувший с себя предшествовавшее тление, облеченный же в божественное нетление» (Нил Синайский).