Трезвение сердца – это быть верным Богу до глубины души
Трезвение сердца – это стояние внимательного ума у врат сердца, чтобы видеть исходящие из него реакции и желания и входящие в него помыслы. Нужно не позволять греховным помыслам осквернять сердце, и не позволять страстным желаниям помутнить ум.
В сердце заключены самые сокровенные мысли и желания человека, но они во многом греховны, поскольку природа человека повреждена. Поэтому необходимо трезвение сердца, чтобы видеть его, «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15:19).
Игнатий Брянчанинов так описал строение сердца человека: верхняя часть – словесная сила (разум, дух); средняя часть – сила ревности (гнев); нижняя часть – сила желания (воля). Средняя и нижняя части сердца должны быть связаны разумной частью, поэтому требуется трезвение сердца, чтобы духовным деланием желание и ревность сердца поставить на службу Богу. Это будет исполнение первой заповеди Нового Завета: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим». Быть верным Богу до глубины души возможно, когда воля Божья становится основанием для всех мыслей, слов и поступков человека.
Пока не очистилось сердце, оно не может вместить благодать Святого Духа, и человек не может из любви к Богу жить по заповедям Божьим, он должен понуждать себя. Он будет думать, что искренен в любви к Богу, но в действительности им из глубины сердца руководят гордыня и тщеславие. Трезвение сердца поможет увидеть греховный мотив поведения. Человек умом понимает, что хочет жить с Богом в сердце своем, но воля и чувства проявляют страстное содержание. Необходимо понимать, что ум может достаточно быстро настроиться на духовное делание, но сердце еще долго остаётся пропитанным страстями. «Ибо ум есть одно из душевных чувств, а сердце обнимает в себе и держит в своей власти внутренние чувства. Оно есть корень, а если корень свят, то и ветви святы, т.е. если сердце доводится до чистоты, то ясно, что очищаются и все чувства. Если ум приложит старание к чтению Божественных Писаний или потрудится несколько в постах, в бдениях, в безмолвиях, то забудет прежний свой образ мыслей и достигнет чистоты, как скоро удалится от скверного жития; однако же не будет иметь постоянной чистоты; потому что как скоро он очищается, так же скоро и оскверняется. Сердце же достигает чистоты многими скорбями, лишениями, удалением от общения со всем, что в мире мирского, и умерщвлением себя для всего этого. Если же достигло оно чистоты, то чистота его не осквернится чем-либо малым, не боится великих, явных браней…» (Исаак Сирин).