Мысль и помысел. Отличия и взаимосвязь
Мысль – достаточно полноценный образ действительности, создается (воспринимается) умом при помощи мышления, представляет собой ведение (знание), несет свет, порядок и видение мира. Мысль верна, когда ум основывается на правде и просвещается Святым Духом. В ином случае мы создаем некое представление без опоры на истинные ориентиры и координаты – будет либо ограниченное, относительное знание, либо заблуждение.
Помысел – это некий образ (импульс), который исходит из сердца, состоит из умопредставлений, запечатленных в мыслительном начале души, возгревается и движется раздражительным и желательным началами души.
Сердце по учению Святых имеет три уровня начал: низший – желательное, средний – раздражительное, высший – мыслительное. Эти силы души у нас обычно связаны страстями, суетными желаниями и представлениями: «из сердца исходят злые помыслы…» (Мф. 15:19). Мы им отдали сердце: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). Выход – стремиться к иному сокровищу и познавать его: «ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).
Наше мыслительное начало не развито, желательное и раздражительное подчинены временным вещам и страстям. Когда низшие начала приходят в движение под влиянием страстей, в помрачении ума мы желаем весьма самозабвенно. «Вследствие смятения этих сил [души] и ум прелюбодействует и [начинает] бунтовать, будучи не в состоянии воображать о Боге – Законоположнике своем…» (Евагрий Понтийский). Поэтому важно понимать, что ум приводится в движение самим человеком или его помыслами, т.е. либо мы владеем умом (включаем мышление), либо им владеют страсти посредством помыслов.
Ценным является наблюдение Евагрия Понтийского о трех видах помыслов:
1) «… Ангельские [помыслы] прежде всего усердно взыскуют естество вещей и отыскивают их духовные смыслы. Например, они взыскуют, ради чего создано золото и почему оно рассеяно в виде песка где-то в недрах земли, отыскиваемое здесь с большим усилием и трудом? …» Таково действие истинной природы человеческого духа – в здравом состоянии он рождает желание познать Бога и соответствующие помыслы.
2) «Бесовский же помысел не ведает и не знает этого, но только лишь бесстыдно внушает [желание] обладать чувственным золотом, предсказывая что [подобное обладание] принесет роскошь и [земную] славу». Такими желаниями оплетено сердце, когда мы возлюбили славу и роскошь, поставили их во главу ценностей. Эти желания посредством помыслов «вносят в душу представления чувственных вещей; запечатленный ими ум вращает образы этих вещей в самом себе». И мы ничего, кроме них, не видим и не желаем.
3) «… Человеческий помысел ни стяжания золота не ищет и не исследует, символом чего является оно, но только вносит в мысль простой образ золота, вне всякой связи со страстью корыстолюбия».
Обратим внимание, что помысел вносит в мысль образ: такова природа их взаимосвязи. Здравый помысел, с одной стороны, способствует устремлению ума и мышления к познанию мира, с другой стороны, дает материал для строительства полноценной мысли. Ум должен увидеть помысел, испытать его и вместить в свою систему мыслей, обновив их, если появилось новое знание. Без хранения сердца, ума и мыслей мы не можем познавать действительность – ум наполнен суетными помыслами, а «для своего возрастания нечистые помыслы воспринимают многие вещества и простираются на многие вещи …»« Те помыслы, которые уже в какой-то мере очищены, бывают более ограничены, чем эти нечистые, и не могут простираться на многие вещи вследствие немощи страсти, [поддерживающей их]» (Евагрий Понтийский). Очищение сердца изменяет и качество, и количество помыслов.
Страстный помысел по определению Евагрия Понтийского есть «несовершенный образ воспринимаемого чувствами человека, возникающий в мысли; с этим образом ум, приводимый в движение страстью, втайне говорит или совершает что-либо беззаконное, обращаясь к преемственной чреде призраков, образуемых им [самим]». Нетрезвый от этих помыслов ум при выключенном мышлении колеблется любыми впечатлениями, и человек имеет внутри себя хаотичный, призрачный и зыбкий мир.
Правильная мысль – это твердыня для ума. Ум должен сотворить с Божией помощью полноценный образ и утвердиться в нем. Вспомним, Христос призывал строить дом на камне, а не на песке: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; … А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке» (Мф. 7:24, 26). Камень – твердое знание Истины. Песок – это помыслы или мысли, оторванные от реальности, когда мы живем, не учитывая духовных законов, а потом печалимся, что жизнь не складывается. Строить духовный мир на твердыне – это делать, как советует правильная мысль. Например, мы знаем заповедь – «ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это все приложится вам», но, если увидим свои ум и сердце, поймем, что в них этого делания нет: ум занят тем, что в неочищенном от греха сердце. Значит, в уме и сердце нет не только этого делания, но и этого бытия.
Таким образом, мысль – это сначала образ (чтобы что-то сделать, нужно понять), затем это делание (мы выполняем внутри себя то, что осознали). Помысел – это предлагаемый образ действия, который исходит из сердца и требует осмысления в правильной системе ориентиров (Бог и Святые) и координат (духовные законы и заповеди). Включенное мышление – это делание: созидание верных представлений о жизни и их выполнение силами души. Где есть делание, там есть и бытие. Примечательно, что Исаак Сирин сказал о Боге: «… бытиями являются все Его мысли, как и Он сам есть Бытие».
Ум должен крепко стоять в Богомыслии и делании духовных законов, не в прелести воображая Бога, а под руководством Святого Духа познавая Его и духовный мир. Такой ум будет собран и зряч. Если случится набег греховного помысла, ум сможет распознать и отразить его, сохранив здравые мысли. Святые, изучая себя, видели, что страстные помыслы входят в ум через воображение, поэтому оно должно быть занято полезным деланием познания, подчинено включенному мышлению и защищено трезвением ума. И просветленный помысел от Бога будет воспринят и осмыслен со вниманием и благоговением. Если ум не отразит страстный помысел, помутится, заколеблется и падет – утратит обращенность к Богу и ведение. Если не поднимется в покаянии, погрязнет в суетных помыслах, рассеется, и душа постоянно будет бита страстями.