Быть бдительным и не оставлять без разумного ответа свои чувства
Происходящее в душе мы воспринимаем благодаря чувствам. Они «передают информацию» для осознания. Соотнесем три части человеческой природы (дух, душа, тело). На физическом плане мы чувствуем голод – потребность тела в пище – и восполняем питание организма. На душевном плане мы, например, чувствуем обиду – несогласие с жизнью, протест, затем боль – и должны подумать о причине непринятия, чтобы душа не разрушалась. Чувствование себя на физическом, душевном и духовном уровне дано для саморегулирования – это дарованная Богом свобода, которая полноценно используется только с включенным правильным мышлением. На физическом плане мы знаем, если не будем питаться, то истощимся и умрем. Душа человека почти не изучена, но есть свидетельства, что она без духовного питания истощается и умирает. Рассмотрим подробнее обиду.
Протест отражает наше несогласие с происходящим, т.е. воззрение на мир таково, что мы не приемлем некоторые ситуации. Мы – либо закрываемся, гневаемся, раздражаемся, либо, видя это саморазрушение, начинаем лучше изучать происходящее. Иными словами, стараемся обрести такой разум, который дает душе мир. Обретается такой разум на основе познания и делания духовных законов и заповедей. Слепое нечувствование духовного разложения не должно обманывать нас, когда мы не ищем правду.
Таким образом, любое чувство, воспринимаемое как реакция или процесс души, должно быть «возглавлено» и осмыслено. На основе размышления мы принимаем решение о своих действиях. Без включенного мышления мы ведем себя подобно животным под влиянием инстинктов. У душ человека и животного есть сходства и различия, но главное отличие – разум и способность мыслить. Некоторые реакции и инстинкты берут свое начало в душе, поэтому наше поведение может быть похоже на животных. Однако животные действуют согласно своей природе, не нарушая ее законов.
«Всякое живое существо, от устроившего все Бога имеет в себе побуждения к охранению своего собственного состава. И если прилежно станешь изучать, то найдешь, что большая часть бессловесных, не учась, имеют отвращение от вредного, и опять, по какому-то естественному влечению стремятся к наслаждению полезным. Потому и нам обучающий нас Бог дал сию великую заповедь, чтобы в пособии разума находили мы то, что у них есть от природы; и чтобы то, что бессловесными делается без размышления, у нас совершалось со вниманием, при непрестанном напряжении рассудка, и чтобы мы были исправными хранителями данных нам от Бога побуждений, избегая греха, как бессловесные избегают ядовитого в снедях, и гонясь за правдою, как и они отыскивают в траве питательное» (Василий Великий).
Люди, не владея умом и поддаваясь страстям, не только поддаются своим низшим потребностям, но и искажают их, и эксплуатируют в своих пристрастиях. Как следствие, их подчиняет страсть и грех. «Грех приводится в дело произволяющими на оный; но между природою и грехом посредствуют навыки; и страсти суть нечто данное грехом и принятое природою; употребление сего есть подчинение души, смущение ума и рабство. Ибо грех, находясь во плоти, властвует над умом и овладевает душою, подчиняя ее с помощию плоти. Грех употребляет плоть вместо управителя; чрез нее также обременяет и самую душу, и делается как бы домоправителем ее». «Грех ограждает ум и запирает дверь ведения. Страсть непрестанно на страже у разума, чтоб, воззвав к Богу, не воспрепятствовал он плоти быть проданною» (Ефрем Сирин). Поэтому человек в неразумии, под действием страстей может пасть ниже животных.
Ум человека должен быть главенствующей силой души на страже рубежей образа Божьего. Бдительность поможет каждое чувство или образ, созданный желанием, внимательно обдумать, и дать ответ в духе законов и заповедей Бога – высшей человеческой природы. Плоть и душа с Божьей помощью возглавятся духом человека – он будет жить разумно, а не инстинктами и эмоциями, т.е. понимая, что душа и плоть необходимы духу для развития: «Апостол людей, поступающих естественно, назвал душевными, а поступающих противоестественно – плотскими; духовные же суть те, которые и естество преобразуют в дух» (Ефрем Сирин).