Успение Пресвятой Богородицы
Пресвятая Богородица – это историческая и духовная личность, Мать Иисуса Христа. Вместе с тем она символизирует душу – чистую и смиренную, в которой родился Бог.
В каждой человеческой душе должен родиться Бог, чтобы она причащалась Ему и питалась от Него, поскольку «Она единая является границей между тварной и несотворенной природами»; «… как посредством Ее единой … явился на земле и жил среди людей Тот, Который до Нее был невидим для всех, – так и в будущем … всякое проистечение божественного озарения и всякое откровение божественных таин, и всякая форма духовных даров, помимо Ее не будет иметь места ни для кого» (Григорий Палама).
В молитве «Достойно есть» говорится: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Так и в каждой человеческой душе без истления истинного Света должен родиться разум – Бог Слово.
Догмат гласит, что непорочное зачатие Бога Слова произошло действием Духа Святого, это значит, что в душе рождение духовного разума (Логоса) происходит в соединении со Святым Духом. Душа должна быть в чистоте – это отсутствие прелюбодеяния, т.е. отвлечения души от Бога. Только в такой душе без изъяна зачинается Бог Слово. Поэтому Божья Мать всегда называется Девою.
Святое успение Пресвятой Богородицы – ее Преставление (буквально – «перемещение»). Итог ее подвижнической жизни, когда «Она … преставилась и предстала одесную всех Царя, одетая в одежду позлащенную и преукрашенную … – разумей Ее богосиянное тело, преукрашенное всеразличными добродетелями» (Григорий Палама). Это значит, что душа, в которой родился Бог, и она всячески соединилась с Ним в любви и служении, после оставления физического тела восходит (возносится) в обители Отца Небесного и пребывает вместе с Богом, ибо является Его престолом, потому что соединилась с Ним праведностью земной жизни. Душа «совоскресает» с Рожденным в ней Богом и «сопрославляется».