Закон и заповедь мышления
В слове Григория Богослова сказано: «Тому, что Бог есть творящая и содержащая причина всех вещей, нас учат зрение и естественный закон: зрение – воспринимая видимые вещи, … а естественный закон – посредством видимых и упорядоченных умозаключая об их Предводителе». По Максиму Исповеднику «… естественным законом он назвал природную энергию, … согласно каковой с надлежащим рассмотрением совершается восхождение по пути от низших к высшим», т.е. от внешних форм к сути вещей и явлений.
Честно взглянув на нашу жизнь через призму этих определений, мы должны задаться вопросом – почему в нас не действует этот естественный закон? И как мы живем?
Ответить поможет рассмотрение устройства человеческой души и мышления. Душа человека имеет в себе высшую и низшую природы: первая – родственна Богу и включает в себя ум-мысль-дух, вторая – родственна животным и подвластна инстинктам и рефлексам. Согласно этому устроению можно выделить два типа мышления: один соответствует духу и его возделыванию, второй – плоти и земному мудрованию.
Первое мышление (можно назвать его истинно человеческим) из-за погруженности в материю и испорченности нужно включать, поэтому есть заповедь – включайте мышление. Второе мышление действует автоматически,его необходимо осознавать и контролировать. Автоматическое, родственное животным, мышление Максим Исповедник соотнес с воображением (не фантазированием, а созданием образов) и назвал «страдательным» или «претерпевающим воздействие». «Этим умом животные распознают и других животных, и друг друга, и нас, и места, через которые они проходили; относительно него … созидается и чувствование, которое является для них орудием, воспринимающим то, что им воображается…».
Процесс формирования образов, возникающих в сознании из плотского измерения,описал Григорий Палама: «Образы, возникающие в чувствах, происходят из тел, но сами не являются телами, хотя и телесны, ибо они происходят не просто из тел, но из форм, которые соотносятся с телами. Впрочем, они не суть сами эти формы тел, а их отпечатления… Способность воображения души, усвоив себе из чувств эти чувственные отпечатления, совершенно отделяет от тел и от форм, которые в этих телах, не сами ощущения, но образы, содержащиеся … в ощущениях». Образы хранятся в памяти, используются в процессе мышления. «Эта способность воображения души в разумном существе занимает среднее место между умом и ощущением. Ибо ум, созерцая и останавливаясь на воспринятых из ощущений образах, отделенных от тел и ставших уже бестелесными, многоразличными способами производит помыслы путем рассуждения, предположения и умозаключения; это происходит разным образом: страстно, бесстрастно и безразлично, а также заблуждаясь и не впадая в заблуждение» (Григорий Палама).
Вдумаемся в эти определения и увидим, что мы живем в узких границах низшей животной природы, привыкли к ней и не желаем покидать мир автоматических механизмов, образов и рефлексов. Возникающие плотские образы мы считаем полноценным мышлением, а рефлексы и инстинкты – желаниями. В них удобно гнездятся страсти, поэтому с повышением комфортности жизни мы все больше теряем необходимость думать и разумность. Плотские образы нужно осознавать, преобразовывать и даже преодолевать, чтобы усвоить образы духовные. Тем более, что естественный закон, унаследованный душой человека в силу ее Божественной природы во имя познания и развития, действует не автоматически, а требует разумного исполнения и приложения воли – осознанного желания и усилия, поэтому Бог сказал: «Включайте мышление».