Человек рождается дважды
Первое – телесное – рождение человека страстно: его душа воплощается в человеческой форме тела, а это есть плоть, которая нуждается в пище, отдыхе, одежде, жилище. Человек страдает от голода, холода, усталости – эту страдательность Святые назвали естественной страстностью.
Человек обладает сложной природой – сложенной из души и плоти, а «сложность есть начало борьбы, борьба – разделения; разделение – разрушения, а разрушение совершенно не свойственно Богу и первому естеству» (Григорий Богослов). Человек отступлением от Бога пал в этой борьбе и появилась греховная страстность – ее Святые классифицировали в семи либо восьми основных грехах – чревоугодие, похоть, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыня. Человек, пребывая в этой страстности, смертности и тленности, не ведает о первом естестве, но должен родиться в нем, т.е. человек сеется на земле как душа живая, а должен стать дух животворящий (1 Кор. 15:45).
Второе – духовное – рождение бесстрастно. Это рождение есть обретение духовного бытия человеком, когда он усыновляется Богом, и в нем живет Бог – «рождение сливается с бытием, и оно от начала» (1 Ин. 1:1) (Григорий Богослов).
Воплощенный в человеке Бог проявляется как свет, разум, любовь, чистота, доброта – сущностно иное бытие и расцвет духовного естества, соединенного с человеческой природой. Чтобы преодолевать страстность и положить начало духовному рождению, человеку необходима воля. «Воля уже не страдание» (Григорий Богослов), потому что человек в волевом усилии уже всецело не подчинен естественной и греховной страстности, поскольку старается встать духом и организоваться в устремлении к благой цели. Воля в своей силе и природе формируется в единстве с разумом, когда человек включает мышление и через видимое восходит к невидимому и к тому, «что дает видимому бытие», усилием и трудом взыскивая в себе «…врожденный разум – этот первоначальный в нас и всем данный закон!» (Григорий Богослов).
В свете современных явлений важно понимать, что разрушение норм здравомыслия – это уничтожение основ разумности человека и, как следствие, обречение его на неспособность выйти из хаоса импульсов и желаний к упорядоченности мировоззрения и воли и невозможность духовно родиться из небытия.