Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе

 «Нет ничего отважнее,
чем победа над самим собой»

Почему к докладу взят такой эпиграф? Что и для чего в себе нужно победить? И как эта победа связана с духовно-нравственным воспитанием?

Чтобы понять, давайте сначала посмотрим, что происходит сегодня со школой, какие ориентиры в образовательной сфере. Если трезво смотреть на процессы, происходящие в мире и которые сегодня нас волнуют, можно увидеть, что исходят они из непонимания людей друг друга. Нет связующей нити в мировоззрении, чтобы услышать другого. А основы мировоззрения закладываются в детстве. Ребенок, еще не имея своего жизненного опыта, напитывается теми взглядами на жизнь, на общество, которые окружают его с детства. Например, если свежий огурец положить в банку с солеными, через некоторое время он просолится тем же рассолом. Точно так и с людьми: в каком обществе живем, тем и пропитываемся.

Вспомним советскую школу, целью которой было воспитание  творческого, думающего человека. Сегодняшнее образование и воспитание значительно отличаются от советского воспитания и образования. Снизилось качество образования, утеряны ориентиры в воспитании. Поменялись  приоритеты общества с духовных на материальные, и очень существенно. В обществе появился статус «богатый человек», под который учитель не попадает. Уважение к профессии падает, к учителю тоже. Учителям самим часто не до детей: заняты отписками, отчетами, фотоотчетами, которые сдать нужно «еще вчера».

Мы знаем, что в обучении понуждение – это неотъемлемая часть процесса. Понуждая себя к выполнению домашних заданий, к внимательности на уроке, к решению разных задач в общении с коллективом, ребенок привыкает к труду, становится самостоятельным, ответственным... Сегодня же таковой процесс нарушен: несерьезное отношение к знаниям, учебе, мысль направлена лишь на развлечения, удовлетворение материальных желаний. Таким образом, процветают недисциплинированность, необязательность, невнимательность, неуважение, недовольство… На первое место становится «хочу –  не хочу, у меня есть свобода, право выбора». И, чтобы хоть как-то привлечь к учебе, труду, учитель должен искать «инновационные, модернизированные» методы обучения, воспитания, применять различные способы развлечений молодого поколения: капустники, КВНы, конкурсы, квесты, развлекалочки, если викторины или интеллектуальные игры – выбираем что попроще, чтобы хоть что-то ответили. Посмотрите, ведь сегодня построена империя развлечений. И мы к этому, к сожалению, причастны. Вспомните историю из детства, когда Незнайка попал на остров дураков: еда, игры, аттракционы, которые превратили малышей в баранов, выращиваемых для стрижки шерсти с них. Развлечения отключают мышление, настраивают только на потребление. Недумающий человек – находка для манипуляторов: обещая «морковку для ослика», приручившие могут распоряжаться даже жизнями подопечных. А чем наполнены интернет, телевизор? «Купи это, ешь только то, отдыхай так, путешествуй туда – и, делая все это, ты будешь «крутым», ты будешь счастливым…». Головы детей, взрослых заполняются образами, очень далекими от истины. Так и формируется общество потребителей. Но, чтобы что-то потребить, нужно что-то сотворить. На данный же момент, как мы видим, после школьной скамьи выходят больше потребители (например, обратите внимание на отношение к рабочим профессиям).

Теперь немного о качестве обучения. Сегодня неважно иметь знания, которые предполагают анализ, выводы. Важно: вставить пропущенную букву, понятие, знак препинания… Экзамены в виде тестов, контрольные работы, где нужно дополнить, вставить, подчеркнуть, поставить галочку! Неважно твое мнение, важно то, что ты повторяешь по программе. Так теряется связующая нить между событиями, эпохами, историческими личностями, теряются аналитические способности, т.е. не развивается мышление. Например, у молодежи Сталин и Суворов – современники, Бонапарт Наполеон – два человека, Пушкин и Лермонтов стрелялись на дуэли и т.д. Каждый год мы слышим о каких-то реформах в образовании, воспитании: 5-ти, 10-ти, 12-тибальная система оценивания, профильное обучение или нет, дополнения и замечания к изложенной программе… На это уходят годы. Вырастает целое поколение на бестолковых «ценностях», в которых и взрослые-то путаются. Смогут ли такие выпускники построить космический корабль, вылечить больного, научить кого-то. А с 2016 года разработана программа полной ликвидации учителя «Образование 20-30». Возникнут тьюттеры – виртуальные учителя, кураторы, отбор которых будут вести через систему ЕФОБ, аналог ЕГЭ, только для учителей, в программе предполагается изъятие книги, текста, общения с учителем...

Что мы в детстве закладываем в ум, сердце, чувства, желания детей, на что ориентируем, то ребенок и воспринимает как норму. Ни для кого из нас не секрет, что сейчас творится в так называемом «цивилизованном» мире: перемешалось добро и зло. Например, у многих молодых людей, которые с детства слышат информацию об однополых браках (просто слышат!), сформировалось мнение, что это норма человеческого общества.

Вот какая надпись есть на входе в один из университетов мира:

Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия.
Требуется только снижение качества образования
и разрешения обмана учащимися на экзаменах.
Пациенты умирают от рук таких врачей.
Здания разрушаются от рук таких инженеров.
Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров.
Справедливость утрачивается
в руках таких юристов и судей.
Крах образования – это крах нации.

Мы учителя. И как бы пафосно это не звучало,  нам нужно учиться бороться за души детей, ведь чужих детей не бывает. Не должно в наших душах быть такого равнодушия, цинизма, черствости,  лжи, каковы властвуют сегодня в мире. Поэтому духовно-нравственное воспитание в наше время, как никогда, должно стать основой жизни, как взрослых людей, так и подрастающего поколения. Почему взрослых и детей? Да потому что это процесс продолжительностью в жизнь. Чтобы научить детей духовности, нужно самому понимать, что это такое.

Так давайте остановимся в своих суетных мыслях и задумаемся: «Что же такое духовно-нравственное воспитание?» Попробуем разобраться, что включает в себя духовность и что такое нравственность? Иногда мы  считаем, что духовность, нравственность, моральность – это равнозначные понятия. Но, если разбираться по существу, можно увидеть большую разницу. Итак, духовность… Что-то связанное с духом, если смотреть на строение слова. А что составляет дух человека? Вот несколько цитат из разных источников, разных авторов:  «Там русский дух, там Русью пахнет»,  «Не мощь армии, не качество оружия, а сила духа обеспечивает победу»,  «Признать ошибки может духом сильный»,  «Былины, конечно, несут много смысла, но богатыри были сильны в первую очередь не телом, а духом. Именно дух за собой притягивает силу тела, а не наоборот», «Объем мышц на теле – вовсе не определяет параметры внутренней силы Человека».

Исходя из этих примеров, мы видим, что дух – это внутренняя сила. Значит, духовность  – это то невидимое, внутреннее, из чего мы состоим. А это что? Думаю, это наши мысли, чувства, желания, наше истинное отношение к людям. Можно сказать – это тот я, который настоящий. Если я понимаю, что нужно быть доброжелательным, трудолюбивым, ответственным, заботливым, вижу свои недостатки и стараюсь их исправить – это духовное развитие. Если же я, внутренний, состою из различных пороков: злость, ложь, гнев, зависть, капризы, обиды, жадность – и не хочу признаваться в этом, не стараюсь стать лучше – то это уже бездуховность. Если духовность – это внутреннее, то нравственность – это то, как ведем себя внешне: в обществе, в семье. Это «извините», «спасибо», «пожалуйста», это вежливо попросил, уступил место, поблагодарил. Но согласитесь, я могу улыбаться человеку, благодарить его, но при этом такое думать о нем!.. И духовное, и нравственное может быть  едино – тогда это очень хорошо!  А может быть совсем не единым – тогда это плохо: «Одно на уме, другое на языке». И это уже лицемерие. В этом и заключена особенность: духовный человек всегда нравственный, а нравственный человек далеко не всегда духовный. Так и детям нужно объяснять, что такое духовность, а что такое нравственность.

А кто сегодня учит смотреть внутрь себя, кто учит благодарить за то, что имеем, а не гоняться за тем, чего не имеем? Кто учит благодарить за свет, газ, хлеб на столе, за то, что учитель учит, врач лечит, строитель строит, ученый делает открытия,  изобретатель изобретает то, что полезно людям. Кто учит служить ближнему, а не себе, «любимому»? Изучение себя внутри – это есть духовная наука, человека этому нужно учить. Он должен знать, как действуют законы жизни. Кто верует в Бога, конечно же, это законы Божьи. Также эти законы звучат в сказках, пословицах, поговорках: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе», «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает», «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда», «Жить – Родине служить»… Духовный человек знает, что, точно так, как если нарушить закон гравитации и выйти на улицу в окно шестого этажа, будут определенные последствия, так и нарушения законов духовных ведут к нелучшим изменениям в жизни.    

Конечно, духовно-нравственное воспитание должно начинаться с семьи, с родителей. Если родители не будут стараться становиться хоть сколько-то духовными и, соответственно, нравственными, то детям неоткуда будет напитаться этим. И даже если родители стараются, понимают, что нужно становиться лучше, работают над собой, обязательно необходимы слова, объяснения для ребенка. Терпеливые, заботливые, осознанные объяснения, почему правильно так, а не иначе.  Человек – это словесное существо, и  отличается от животного своей разумностью, словесностью – нельзя забывать о силе слова. Если вспомнить детей-маугли, которые не слышали человеческой речи, не учили свой ум думать. При всех усилиях воспитателей они не могут полноценно научиться говорить, даже ходить на двух ногах им тяжело. Т.е. человеком человек может стать только в человеческом обществе.

Воспитать другого – это значит быть воспитанным самому. А с чего же начинается духовное воспитание себя? А начинается оно с наблюдения за собой:  что я думаю, чувствую, что я желаю. Это и есть знакомство с собой, взгляд внутрь себя. Начинается наблюдение за собой с наблюдения за своей мыслью. Ведь мысль есть начало всех начал: начало поступка, начало открытия, начало как доброго, так и злого дела.  Для детей можно сказать, что мысль – это суперсила, которую нужно развивать. Как же мыслить, чтобы эта сила в нас была и становилась крепче? Думаю, вы согласитесь, мы сильные, радостные, в хорошем расположении духа, когда счастливы, когда в душе мир и согласие. Когда же изнутри нас что-то гложет, например, обида, осуждение, злость, претензии, мы ослабеваем –  счастье улетучивается вместе с обидами, злостью, претензиями, осуждениями. Напомню, что мысль – это начало. Коли я порождаю злые, завистливые, горделивые, эгоистичные, мысли, каковы будут мои поступки? С такими мыслями каков будет мой характер, мое состояние духа? Смогу ли я быть счастлив с таким характером? А людям, которые рядом, будет ли тепло и уютно со мной, таким «хорошим»? Т.е. с помощью этой способности (наблюдать за своей мыслью) можно стать счастливым, а можно стать крайне несчастным и сделать своих близких такими же. Ребенка нужно погружать в область мысли. Нужно учиться самим и учить детей ориентировать мысль на совесть,  чтобы мог человек поставить свою мысль перед судом своей совести. Не прикрывался своими внешними добрыми делами и поступками, а  чтобы взглядом внутрь себя, мог увидеть, какую мысль сейчас породил и что с ней нужно сделать, чтобы не нанести вред ни себе, ни людям. На уроке детям был задан вопрос: «Если человек помог детям-сиротам купить компьютеры, купил посуду в столовую, угостил детей сладостями, это добрый человек?» Восьмиклассница ответила, что это зависит от того, с какими мыслями он это делал, каковы были его цели: то ли позаботиться о детях, то ли заработать бонусы, например, на выборы.

Не так давно пришла телефонограмма в школу с просьбой прислать план проведения «Часов духовности». У нас это подразумевается план совместной работы с церковью. Я позвонила настоятелю церкви. Согласовав дату мероприятия, он спросил, на какую тему побеседовать с ребятами. И очень удивился, когда услышал просьбу о том, чтобы побеседовали с детьми о внутренней работе над собой, т.е. о внутреннем делании. И возник вопрос: «А не потому ли мы не знаем, как побеждать себя, свои некачества, что в детстве нам об этом не говорили, этому не учили?» Значит, нужно сейчас заняться плотнее собой, учиться видеть, что  руководит мной, когда я злюсь, обижаюсь, капризничаю. Напомню, что умение работать над собой – это наука, и есть ученые, которые могут помогать в этих вопросах. Думаю, это самое главное самообразование на сегодняшний день.

Детство – это как раз тот возраст, когда человеку удобнее всего представить взгляд внутрь себя, наблюдение за собой принять как обыкновенное и нормальное. Ребенку легче, чем взрослому, объяснить, что не надо прятаться за какими-то внешними оправданиями и объяснениями, а надо все-таки посмотреть внутрь себя: «А что мне совесть моя говорит, что я сам о себе думаю? Сам верю в то,  чем оправдался, или это я просто прикрылся?» Тогда есть возможность узнавать себя, со временем научиться определять, что такое хорошо и что такое плохо, где добро, а где зло. Объяснять нужно, что даже если что-то и сделал не по совести, прикрылся чем-либо, оправдался, то постарайся посмотреть за ширму этих оправданий, действительно ли я так думаю, действительно в это верю. Хотя бы себе признайся в этом. Это очень важно – видеть себя настоящего, не обманываться. Когда же этому учить, если не в детстве? Да, это нелегко. Но тогда есть вероятность, что совесть в человеке не умрет, сердце не зачерствеет. Т.е. важно не то, что вовне, а то, что внутри меня, тот человек, настоящий, который переживает, стыдится, боится. Но этот человек для окружающих невидим, его узнать могу только я. И если внутри что-то болит, значит, как и от боли физической, есть лекарства. Может, нужно простить или попросить прощения, помочь, понять, позаботиться, поблагодарить…  А это возможно, когда мы можем быть честными хотя бы перед самими собой. Чтобы кого-то понять, нужно знать себя. Еще Сократ говорил: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную». Научая ребенка смотреть внутрь себя, нам необходимо самим это уметь делать. А то: «Ну-ка, Петя, Маша, Ваня, посмотрите в себя, что помешало вам выполнить домашнее задание!» Дети смотрят, признают, а мы в злости их наказываем, забывая посмотреть себе в душу и угомонить бушующее недовольство. Нужно говорить детям о том, что «жизнь прожить – не поле перейти». Много будет того, что нужно проходить мужественно, потому что жизнь – это не сказка, в которой есть волшебная палочка. И нужно иметь крепость духа, чтобы не осудить, не зароптать, а принять, понять. Показывать на собственном примере трудно, это ж невидимые вещи, но это очень важно, надо стараться.

И это уже не воспитание, а духовно-нравственное образование. Это первейшее, что нужно нашим детям. Не десять языков знать, компьютер или еще что-то, а действительно, вот этот образ обрести, человеческий. Мы должны их научить хоть сколько-то быть людьми – это первейшее образование, которое мы должны дать. А там, в зависимости от таланта, человек сам все добавит: и математику, и физику, и химию, и медицину, и кибернетику… Значит, духовность есть первейшее образование. Правильный образ – это выстроенные правильно ум, мысль, дух. Так строится личность, самосознание, мировоззрение. Нужно научить человека понимать, что все это дано ему неспроста, что он и есть то, что он есть внутри. И если внутри все в ужасном состоянии, то это означает простую истину: счастлив в таком состоянии не будешь, сколько б тебе не дали денег, власти, домов, машин... Мы знаем, что дух творит форму: каков дух в человеке, таков будет он, таким будет плод его труда. Наглядно это можно увидеть, например, в современных  песнях, фильмах, танцах. Некоторые даже стыдно смотреть, слушать…

Не изучая духовные знания, обманываемся порой сами и обманываем  своих детей: даем им вместо хлеба камень, ориентируем не на гавань, а на скалы, где многие и разбиваются, не отыскав своего счастья.

За суетой жизни мы, взрослые, не заметили, как ушла духовность из нашей жизни, ее место заняла бездуховность: ложь, зависть, карьеризм, погоня за наживой, комфортом… В народе говорят: «Хочешь победить врага – воспитай его детей!». И, к сожалению, по недопониманию,  мы отдали наших детей на воспитание врагу: бесконтрольному интернету, телефону, телевизору. А там, где нет контроля совести, правят  цинизм, пошлость, обман…   Значит, духовно-нравственное воспитание должно стать духовно-нравственным образованием. Чтобы люди в любых жизненных ситуациях не теряли Человеческий Образ.

Посмотрим на сегодняшние события. Ведь они происходят от того, что дух человечества наполнен не созиданием себя, а разрушением. Каким духом сформированы  люди, таково будет и государство. Вспомните слова:

«С чего начинается Родина?
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
у нас никому не отнять…»

Если я, настоящий, буду иметь внутри духовные ценности, жить ими, кто сможет отнять то, что у меня внутри? Значит, нужно иметь правильные ориентиры, показывать пример детям, учить их дружбе, взаимопомощи, милосердию, уважению, трудолюбию, т.е. становиться настоящими. И нужно понимать, что, если направлять свои усилия только на восстановление внешнего, на обеспечение материального комфорта, а в душах наших будут произрастать злость, ненависть друг на друга, если мы не сможем остановить войну в себе, войны на земле не остановятся, никаких изменений в жизни людей не произойдет.

Не зря говорят: «Победа над собой – самая большая победа».
«Проси совета у того, кто умеет одерживать победы над самим собой…»

Ирина Бурковская, учитель, 35 лет педагогического стажа

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

Пожалуйста, заполните поле Email