9 мая – День защитника
Люди старше 30 лет помнят, как в детстве воспринимали фашизм, его идеи и символику. Было четкое понимание тождества: фашизм равно беда. И была радость: слава Богу, победили. С этим сформированным в детстве мировоззрением мы жили, думая, что фашизм в прошлом. Но ситуация на Донбассе и Украине, свидетельствует: фашизм возрожден. Целенаправленно.
Люди, способные видеть духовные тенденции, давно понимали, что семя нацизма сеется и взращивается в умах людей. Параллельно в них разрушаются нормы здравомыслия и иммунитет различения добра и зла. Так постепенно была воссоздана идеология, имеющая свои плоды в лице граждан, поддерживающих и одобряющих нацизм и фашизм, но не осознающих глубины общечеловеческой беды.
Не будем вдаваться в рассуждения, кому и зачем это выгодно. Необходимо лишь понимать, что фашизм создается как машина для уничтожения. Цели ей назначают те, кто взращивает эти боевые, готовые на все и расчеловеченные структуры.
Теперь мы сами можем увидеть, что нацизм и фашизм проникают в человека через мышление, разрушают границы допустимого, повышают приемлемость убийства и насилия. Они становятся обыденностью – и это вернейший признак расчеловечивания, а ведь высота человечности обществ отвоевывалась кровью и утверждалась духом.
Какова должна быть система защиты мировоззрения, чтобы предотвратить войну? Какие должны быть в мышлении ключевые координаты, чтобы защититься изнутри?
Возьмем за основу мысли Максима Исповедника о борьбе с нечистой силой, борющей человека гордыней, сребролюбием, злостью, разрушающей его внутренний мир и толкающей во внешнюю войну.
1. Человек должен различать добро и зло, добродетель и порок. Во внутренней борьбе и во внешней войне – это вопрос жизни и смерти. Если большинство людей будут мыслить и знать, зло не пустит корни глубоко и широко. Оно будет распознано, его плоды вовремя осознаны – человек и общество не станут слепым орудием истребления ближнего.
2. Борьбой и трудом обретая знание и добродетель, нужно их постоянно укреплять. Трезво рассуждая о прошедших десятилетиях со времен Великой Отечественной войны, можно сделать вывод: мы расслабились, поэтому возвращаемся на «круги своя», чтобы осознать – человечество без внутреннего делания всегда будет воевать. При этом кто-то не дремал и воспроизводил семя нацизма в умах людей, чтобы в определенное время они занимали ключевые государственные посты и погружали общества в войны.
3. Преуспевая в знании и добродетели, не превозноситься, а учиться смирению. Человек так устроен: если не смиряется, побеждается гордыней и теряет различение добра и зла, тяготеет к властолюбию и сребролюбию, а не они ли ядро фашизма? Смиренный мыслит, помнит о семенах зла в своей душе и знает, что без бдительного ее возделывания он потеряет знания и качества, делающие его человеком.
4. Изведав на опыте тьму незнания и зло, отторгать их совершенным и разумным гневом, взращивая любовь к знанию и добру. После войны 1941-1945 гг. взрослые, на себе испытавшие боль и лишения, учили детей быть бдительными и помнить об угрозе нацизма. Опыт как прививка воспитанием и образованием передавался из поколения в поколение. В конце ХХ века в ряде стран началась переоценка истории, памятных дат и смыслов. Параллельно людей долго усыпляли потреблением и развлечениями. На зло учили смотреть по-иному, формировали «новое знание», которое было невежеством – почвой, восприимчивой к идеям нацизма и фашизма. А следовало бы всматриваться и изучать их корни, чтобы узнать в них самолюбие и высокомерие, которые необходимо мужественно и решительно пресекать, создать научную систему воспитания мировоззрения человека с пониманием его природы и опасностей ее разложения.
5. Став здоровыми духом и душой, не забывать о собственной немощи и силе Бога, помогающего человеку. Изучение природы человека обнаружит закономерность – всякая война есть результат отсутствия Бога в душе человека. Если Его нет, значит, есть гордыня, которая однажды провозгласит свое превосходство и посягнет на чьи-то жизни и земли. Выбор между добром и злом, который призван совершать каждый человек, – это выбор между Богом и войной. Даже истекшее столетие может нас научить, не говоря о всей истории человечества.
Пока мы не осознаем значения мировоззрения, что именно оно является главнейшей стратегической целью и основой безопасности человечества, что Бог – это основа мирного бытия, мы будем убивать и нас будут убивать.
Ирина Матюш