Что такое самолюбие и как его искоренять
Страсти вошли человека с самостью (Феофан Затворник). Как только человек отходит от Бога и говорит «я сам», в нем появляются самость и самолюбие, из них произрастают три производные (славолюбие, сребролюбие, сластолюбие), а далее появляется «полчище страстей: гордость, зависть, ненависть … со всеми их многочисленными и многообразными порождениями».
Три ветви самолюбия соотносятся с силами души: ум превозносит себя (славолюбие), волей владеют эгоистические желания (сребролюбие), чувства привязываются к удовольствиям (сластолюбие).
«Так вот в чем болезнь. Дух зазнался и засвоевольничал», «… пресеклось живое общение с Богом, пресекся приток и Божеской силы». Человек потерял Бога, который есть любовь, – это правильное и здоровое бытие души, когда человек любит Бога всем сердцем, душой и разумением, и ближнего любит как самого себя. Человек лишился силы так любить, но коль поставил себя превыше всех и всего, то замкнулся в себе и любить стал лишь себя. Так обрел он «… самолюбие или эгоизм, себя ставящий целию, а все и всех средством», «… хочет навязать свои желания на другого или связать его ими …» (Феофан Затворник).
«Как зашла болезнь, противоположно тому действуя, можно изгнать ее». Этот путь, который нужно пройти, развернувшись на 180 градусов, указан Иисусом Христом в двух заповедях о любви. «Отпали от Бога, надобно воссоединиться с Ним. Отпали, усомнившись в слове Бога, надо восстановить полную веру сему слову». Чтобы исполнить закон и помочь человеку воссоединиться с Богом, Санников Василий дал новую заповедь – научиться разговаривать с Отцами Небесными и выполнять Их Волю.
Поскольку «потеряв веру Богу и в Бога, приняли мы пагубное решение: «так я сам», – надо уничтожить это «я сам» (Феофан Затворник). Прежде всего, необходимо увидеть это «я сам» и его последствия, а для этого Санников Василий дал еще одну заповедь – включайте мышление. Познавая себя через призму законов и заповедей Божьих, мы увидим, что через «это пагубное «я сам», дух наш потерял свойственную ему силу властвовать над душою и над телом … Вместе с пагубным «я сам» втеснилась в круг жизни нашей стая страстей, подобно диким зверям, терзающих нас …».
«Бить» в самый корень страстей смирением и послушанием Богу трудно и требует многих знаний, поэтому Феофан Затворник писал, что первичную страсть самости, породившую страсти славолюбия, сребролюбия, сластолюбия, «легче истреблять в её детях, нежели саму в себе». Отсекаются пути проявления самолюбия – побеждается и оно само. Для ума лекарством становятся предстояние перед Богом, покаяние, молитва; для воли – усилие жить по заповедям; для чувств – разумное воздержание. Выполняя эти делания, следует понимать, что воссоединение с Богом не во власти человека, а в Его Воле.
Тезисы подготовлены с использованием трудов Феофана Затворника
Ирина Матюш