Хранить себя от забвения, неведения, разленения
Бог человеку – Свет разума. С Ним человек разумеет и различает добро и зло. Дабы не сойти во зло и тьму, человеку необходимо стараться быть с Богом, тогда «богоугодный ум течет впереди души и советует ей презреть временное, вещественное и тленное, а возлюбить блага вечные, нетленные и невещественные, так чтобы человек живя в теле, умом представлял и созерцал Небесное и Божественное» (Антоний Великий).
Предпочитающий временное, вещественное и тленное впадает в суету как следствие забвения, неведения, разленения – в душе зачинается зло и действуют страсти. Бог «даровал человеку разум, способность различать добро, и зло, и самовластие; злые же страсти рождаются от нерадения и беспечности людей» (Антоний Великий). Эти три «исполина» расслабляют и помрачают ум, отторгают душу от Бога. Трезвый и бдительный ум в молитве познает Бога, становится боголюбивым и знающим, потому старается не уклоняться от Бога.
Из послания Марка Подвижника иноку Николаю: «Если хочешь, чадо, стяжать внутрь себя собственный светильник мысленного света духовного ведения, чтоб возмог ты непреткновенно шествовать в глубокой ночи века сего и чтоб от Господа исправлялись стопы твоя (Пс. 36, 23), … показываю тебе … способ духовный … Метит это слово мое на трех сильных и крепких исполинов иноплеменнических ... – неведение, матерь всех зол, забвение, сестра его, содейственница и помощница, и, из мрачного ткущее душе темную одежду и покров – разленение (равнодушие), которое утверждает и укрепляет оба первых, дает им состоятельность и делает то, что в душе нерадивейшей зло становится как бы врощенным и всуществленным. Ибо от равнодушия (разленения), забвения и неведения крепнут и увеличиваются подпоры всех прочих страстей. ... Если хочешь одержать победу над страстями, то, молитвою и содействием Божиим внутрь себя быв, сойди в глубь сердца и там проследи следующих трех сильных исполинов, – разумею – забвение, разленение и неведение, сию опору мысленных иноплеменников, чрез коих прочие злые страсти, возвращаясь, действуют, живут и крепнут в душах сластолюбивых. Но ты многим вниманием и настоянием ума с содействием свыше, нашедши этих многим неведомых злых исполинов, легко уже потом, опять вниманием же и молитвою, возможешь избавиться от них. Тогда ревностью об истинном ведении, о памятовании слова Божия и о согласовании с тем благого произволения и жизни, при стоянии вниманием в сердце силою действенной благодати тщательно хранимом, самый след забвения, неведения и разленения истребится и исчезнет».
Марк Подвижник называет забвение, разленение и неведение опорой мысленных иноплеменников, подразумевая греховные помыслы, заблуждения и незнания, которые инородны уму, сотворенному для общения с Богом. Одним из инструментов борьбы с ними, наряду с трезвением и молитвой, является включенное мышление и постоянное познание Бога и мира.
Отпадая умом от Бога, душа становится незрячей и безумной, нечувствительной к духовным смыслам и промыслу. «Неведение Бога – от нечувствия и безумия души. От сего неведения рождается зло; от боговидения же прибывает людям добро и спасает душу. Итак, если, пребывая в трезвении и боговидении, стараешься ты не исполнять своих пожеланий, то ум твой обращен на добродетели; если же, опьянев неведением Бога, в удовольствие свое стараешься исполнять злые пожелания свои, то погибнешь, подобно бессловесным, не помня тех бед, какие имеют встретить тебя по смерти» (Антоний Великий).
Ирина Матюш