Духовное зрение и откровение

Григорий Палама в одной мысли изложил три вида зрения физического, душевного и духовного мира: «Как ум, неизреченно сочетаясь с чувством, видит чувственное и как чувство через сочетание с умом символически и чувственно представляет умопостигаемое, начиная воспринимать его, так оба они, сочетаясь с Духом, духовно увидят незримый свет, вернее соувековечатся в созерцаемом».

Рассмотрим подробнее душевное и духовное зрение.

Душа имеет свое естество – ее природа рождает образы соединенностью с плотью (от голода предстает образ еды), впечатлениями от внутренних реакций (обида порождает образ злых людей) и от событий внешнего мира (война рождает страх). Образы возникают постоянно и движутся в душе человека, увлекая его к разным действиям. Обычно они мало осознанны, но, если же осознаются с точки зрения человечности, – это душевное зрение.

Духовное зрение – это видение духом благодаря Святому Духу: «нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» (1 Кор. 2:10). Духовное зрение основано на точно отражающих реальность образах и пониманиях, созданных и усвоенных душой от Святого Духа.

Бог – это реальность, и духовное зрение – это видение Божьих смыслов, законов и закономерий, промысла, духовного мира. Видение их источника – это в наивысшем значении духовное зрение.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Что есть эта чистота?

«... Всякой душе, «неплодной» в отношении плотских наслаждений, следует, путем отнятия отношения к материальным вещам, просить у Бога семена добродетелей, чтобы она могла, зачав и родив в мышлении разум, послушный Богу и способный познавательно видеть будущее, принести его в дар Богу ...». По откровению Максима Исповедника мышлением от Бога в душе зачинается и рождается разум, способный видеть духовный мир.

Ум предстает Богу и трудится духом увидеть и воспринять Его реальность. Душа должна непорочно зачать от Святого Духа и родить истинное знание в человеческом облачении. Бог открывается душе, она принимает и восприятие облачает в мысль, а после в мировоззрение. Но прежде душа должна создать лоно (тело), в котором будут запечатлены (восприняты) откровения. Она употребляет двойственное усилие: с одной стороны, мысль строится на имеющемся понимании Бога; с другой стороны, сознание должно быть чистым листом, чтобы представления души не «загородили» откровение.

Духовная чистота – это дух, без пауз в молитве творящий поле для восприятия и познания откровений, и чистота как смиренная непредвзятость души в восприятии Бога.

Развития ума недостаточно, душа должна возделываться добродетелями и иметь их плоть – плоды Святого Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22). Исаак Сирин пишет: «Духовное ведение по природе своей позднее делания добродетелей». «Представь себе, что добродетель есть тело, созерцание – душа, а то и другое – один совершенный человек, соединяемый духом из двух частей, из чувственного и разумного. И как невозможно, чтобы душа пришла в бытие и была рождена без совершения образования тела с его членами, так душе прийти в созерцание второе, то есть в дух откровения, – в созерцание, образуемое в ложеснах, приемлющих в себя вещество духовного семени, невозможно без совершения тела добродетели; а это есть обитель распознающей силы, приемлющей в себя откровения».

Бог посредством Святого Духа запечатляет в чистом сердце человека образы, в которых Сам является ему и которые есть живое знание Бога. Максим Исповедник писал: «В таком сердце рождается Бог, и на этом сердце, словно на неких скрижалях Моисеевых, Он удостаивает начертать посредством Святого Духа собственные письмена настолько, насколько оно возрастило самое себя согласно заповеди, таинственно повелевающей: «Умножайся» (Быт. 35:11)». Эти образы реальны, потому что они – бытие внутри души, рожденное как произведение Святого Духа и мысли.

Духовное зрение, по сути, – это способность читать написанную Богом Книгу Жизни. Представим, перед человеком лежит книга, но он не умеет читать. Перед ним окажется лишь бумага, а знания и смыслы не восприняты и не познаны. Научаясь читать, не столько буквы, слова и предложения, а смыслы и образы, он увидит в этой книге целый мир, историю и разум, ее создавший. Так и Жизнь, в которой человек живет, он должен научиться Ее читать – мыслить и постигать смыслы, соединяясь с их Творцом. Каждая усвоенная умом и духом мысль пишется в книгу жизни в душе человека. Язык, на котором с человеком разговаривает Бог, и образы-понятия, которые раскрываются в его душе, и есть те письмена (текст), благодаря которым видится и понимается духовный мир. Познанные (написанные в душе) истины и законы написания книги становятся ключами к постижению новых откровений из Книги Жизни.

                                                                                                                                                                                                                                                                     Ирина Матюш

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

Пожалуйста, заполните поле Email