Когда понуждение в радость (доброта, проявленная к себе, возможна благодаря покаянию)

Понуждение для человека скорбно, ибо связано с усилием преодоления плоти и страстей, сросшихся с душою. Иоанн Златоуст поясняет, что радость людей, пребывающих в скорбях и понуждении себя, – это радость Духа Святого. «Скорбь в них, как в телесных, а радость, как в духовных».

Дух Божий дает вкусить благо спасения и, преисполнив сердце радостью, не допускает ему быть стесненным скорбями и устраивает так, что оно открывается для принятия истины и замыкается для чувства скорби (Феофан Затворник).

Настоящая радость – «это небесная гостья на земле скорбной», «залог радости в Духе Святом». Если «погашен Дух – заключился и источник радости, и пошла туга тяготящая».

Господь, предупреждая, что «в мире скорбни будете» (Ин. 16:33), подразумевал и тяжесть понуждения себя быть с Богом. Без понуждения жить по законам и заповедям Божьим человек опускается ниже своего естества и начинает искать радости в плотских и страстных мудрованиях. Мечтами развивает в себе мнимую радость, а должен делом вступать в радующую область света и жизни (Феофан Затворник).

Познанием и понуждением себя человек соединяется с Богом и приходит к пониманию, что истинная радость – это «блаженство смирения, кротости, правды, миролюбия, милости, терпения, чистоты и всякой добродетели». И все они – плоды Святого Духа. Это совершенная радость. Пока человек идет к Богу в покаянии и молитве, ему необходимо делание этих добродетелей, чтобы смириться. Ибо жертва Богу – дух и сердце сокрушенные (Пс. 50:19). На них смотрит Бог, соединяется с духом и входит в сердце человека. На пути этом много падений, поэтому необходимы подаваемая Святым Духом рассудительность и рождаемая в покаянии доброта к самому себе, ибо человек должен понимать, что Бог любит, ведет и помогает, а он, хоть слаб и страстен, но именно для исцеления ему даны путь и помощь. Это понимание укрепляет веру и надежду, рождающие начальную радость.

Начальная радость от понуждения также возникает, когда человек понимает, что выполняет заповедь Божью: «Всегда радуйтесь, говорит святой апостол Павел (Ин. 16:33), радостью о Господе и о Духе Святом (1 Фес. 5:16)». «Жить и радоваться жизни» – говорит Санников Василий. Радость «предписывается; предписывается то есть держать себя в таком состоянии духовном, которое приносит непрестанную радость». Человек «благодатью Святого Духа восстановляется в первый свой чин. Хоть внешне он еще не в раю, но внутри уже получает райский строй, оттого и радуется».

Понуждение постепенно становится радостным, когда человек достигает некоторой внутренней свободы – его поведение не обусловлено ни естественной, ни греховной страстностью. Он действует не из потребности в питании, одежде и жилье, не из самости, психологических влечений и представлений. Он видит эти проявления в себе, но его действия происходят из осознания своей духовной природы и потребности поступать по Божьему закону.

Материал подготовлен по трудам Феофана Затворника.

Ирина Матюш

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

Пожалуйста, заполните поле Email