Четыре всадника Апокалипсиса

Если читать Апокалипсис Иоанна Богослова плотскими или душевными глазами, в частности о всадниках на конях разных мастей, то возникают недоумение и страх. Дух же показывает не только Откровение, но и Благовестие.

Святитель Андрей Кесарийский, написавший наиболее полное толкование на Апокалипсис, в предисловии отмечает: «Всякое Божественное Писание дано Духом в трояком виде, как троечастен и человек. Как бы некоторое тело его составляют буквы и подлежащий чувству рассказ, как бы душу – образные, переносящие читателя от чувственного к мыслимому, выражения и как бы дух его – указание и созерцание самого возвышенного – будущего: первое приличествует сущим под Законом, второе – сущим под Благодатью и третье – блаженному состоянию, в котором царствует Дух, поборовший все плотские помыслы и движения».

Прежде отметим, Григорий Нисский толкует образ коней как невидимую силу Бога. «У Обладающего всем есть некие кони, то подъемлющие пророка, то населяющие вселенную, то впряженные в колесницу; иные же в деле спасения людей приемлют на себя всадником Бога, и иные сокрушают египетскую силу».

«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Откр. 6:1-2).

Всадник на белом коне – это образ разумной силы души. Она должна быть главной и победить прочие силы, для этого ей дается венец и слово Божие. Лук символизирует мышление, ибо мысль есть стрела, которую человек должен направлять на достижение целей духовного познания и борьбы. Например, Филофей Синайский пишет, что очищенная совесть «посредством трезвения же, научает невидимому состязанию с врагами, ведомому умом, и войне в мыслях, – научает, как метать копья в этом единоборстве, как искусно бросать (во врагов) стрелы помышлений благих, не допуская чтоб их стрелы поражали ум».

«И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» (Откр. 6:3-4).

Всадник на рыжем коне – это образ начавшегося разделения духовного, душевного и плотского. Меч – это слово Божие, как пророчествовал апостол Павел: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). Эту войну должен вести внутри себя человек силою Божьей: «истязайте, сокрушайте все то, что ... говорили в сердцах ваших; то есть все какие вы имели, порочные помыслы ...терзайте и наказывайте» (Иоанн Златоуст).

«И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай» (Откр. 6:5-6).

Всадник на черном коне – это образ духовного голода и насыщения человека. В руках всадника мера, которой дает он духовное знание и силу, ибо за ведение и благодать нужно платить. Эта мера помогает человеку различить плотское, душевное и духовное и понять точную их цену. Елей и вино Андрей Кесарийский толкует «как вино утешения, смешанное с елеем сострадания, дабы хромое не низвергнуть, а паче уврачевать». Эта купля духовного сокровища сопряжена с Божьим судом, потому что каждый грешен по-своему и цена исцеления у каждого будет своя (Санников Василий).

«И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откр. 6:7-8).

Всадник на бледном коне – это образ смерти в человеке плотского и страстного. Эта Божья сила, которая умертвила первенцев египетских и освободила дух и душу человека, будет словом Божиим как мечом убивать страсти, морить их голодом и теснить слабостью и коварностью земной биологической природы. Дана ему власть истребить земное: «мысленною стражею убивать всех грешников земли, то есть верною, усиленною и горе восхищающею памятию о Боге посекать, ради Господа, главы сильных и начала брань воздвигающих помыслов» (Филофей Синайский).

В этой череде всадников виден «божественный чин и порядок действования». Воздвижение и ожитворение Духом ума, отделение плотского и страстного, ибо без этого дух и душа насыщены и не желают Бога. После разделения жаждущий дух насыщается и утешается, и умирают неестественные ему движения.

Ирина Матюш

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

Пожалуйста, заполните поле Email