Слово

Необразованный ум рассеян и парит в мечтательной поверхностности. Душа «обтекает всю тварь» (Исаак Сирин) – рассредоточена по поверхности творений, но внутрь их не проникает и не знает. Но мнит, что понимает. Ум, владея многими словами, остается за пределами знаний. Слово не просто определяет (обозначает) знание, слово определивает его и вмещает. Зная слова по форме, можно не знать их по содержанию.

Слово – это имя. Имя сущности, явления, творения. Имя есть выражение истины (логоса). Слово дано Богом. Слово создано Разумом. В восьмой притче Соломона премудрость говорит: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли». И неспроста человек имеет высшую мыслительную – словесную – часть души, дабы быть способным вместить слово (истину) – уразуметь его. Поэтому Иисус Христос именуется Бог Слово: Он – воплощение Истины.

«Почему Слово? Чтобы показано было, что произошел из ума. Почему Слово? Потому что рожден бесстрастно. Почему Слово? Потому что Сын – образ Родившего, всецело показывающий в Себе Родившего, ничего не отделивший от Него и Сам в Себе совершенный, как и наше слово изображает собою целое наше понятие». «Ибо что иное Он, как не печать и образ, показывающий в Себе всецелого Отца?» (Василий Великий). Однако Святитель говорит: «сущность Божия для природы человеческой недомыслима и совершенно неизреченна». Вопрос о познаваемости Бога имеет продолжение в другом вопросе: в полноте ли слово выражает истину? Василий Великий отмечает: «нет ни одного имени, которое объяв все естество Божие, достаточно было бы его выразить … Из имен, сказуемых о Боге, одни показывают, что в Боге есть, а другие, напротив, чего в Нем нет. Ибо сими двумя способами … образуется в нас как бы некоторое отпечатание Бога». Откровений и пониманий Святых о познаваемости Бога много, однако Иисус Христос сказал: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9).

В истину нужно проникнуть и вместить ее в себя. Сделать то, что Святые научают в делании молитвы – «старайся ... заключать мысль в словах молитвы. Если она по младенчеству исторгается, опять вводи ее» (Иоанн Лествичник). Это заключение ума в слова молитвы и прочие слова Святой Науки сопряжено с заповедью: «Включайте мышление» (Санников Василий), ибо без познания слово не вместить, ум словом не образовать.

Уму свойственна подвижность, поэтому ему трудно заключиться в слова и смыслы, трудно соединить их значения. Все схватываемое внешним впечатлением такой ум почитает за знание. Но без стояния в познании истины знания не обрести. Без стояния уму не взойти в соединение со Святым Духом. «Может дать ему стояние Тот, Кто все уставляет. ... придет Полагающий границы морю ума твоего в тебе и скажет ему в молитве твоей: До сего дойдешь и не прейдешь (Иов. 38:11)» (Иоанн Лествичник).

Вхождение ума в слова молитвы происходит посредством внимания. Игнатий Брянчанинов пишет: «Внимательная устная и гласная молитва есть начало и причина умной». Ум внимает то, что в слове, – вдумывается и вмещает, и образуется! Без внимания, т.е. осознанного погружения в слово, ум только соприкасается с ним, но не вбирает – не собирает в себе порядок мира, а это и есть мировоззрение. Остается не огранённым словом, пребывает «расплесканным» по поверхности вещей и явлений.

Вниманием ум вводится в слово. Вниманием слово и молитва одушевляются – становятся живыми. Поскольку познание происходит вместе с вмещением (когда ум входит в слово и вносит его в душу), то познание происходит внутри – в душе. Познание истины происходит еще глубже – в сокровенности сердца.

Настоящая молитва со старанием заключить ум в слова молитвы показывает способность проникновения мысли во все прочие слова, которые мы используем. Нужно проверить себя, взяв любое важное понятие, вдуматься в него, не создавая парительные образы. Мы увидим, как многие смыслы ускользают, не являются внутреннему взору, мысль не образуется.

Мыслящий человек научился до определенной границы проникать в слова и вмещать то, что они называют, но без Того, Кто устанавливает ум и открывает ему истины, дальше человек не двинется. Это значит, что уму требуется не только мышление, но и молитва. В ней он восходит к Богу и собирается сам в себя. Собранный же проще заключается в слова и познает имена. Верное заключение ума в слова – это его соединение с Разумом, их создавшим. Это рождение Слова в душе.

Санников Василий сказал: «Называть вещи своими именами и говорить ключевыми словами». Постижение имени происходит тогда, когда «поучение обымет все существование твое ...» (Игнатий Брянчанинов). Это есть полноценное вмещение в ум и сердце истины о вещи, что подразумевает познание ее имени. В душе происходит преображение, описанное апостолом Павлом: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20), т.е. посредством слов в человеке живет Слово, посредством научения словом душа соединяется со Словом. Важно, что вмещающий истину, не просто обретает настоящую мысль, выраженную проживаемым словом, он созидает обитель, в которой пребывает Святой Дух.

Когда человек трудится вмещать ум в слова Святого Писания, его ум образовывается. Не в плоском значении обучается, он создается как действительная мыслящая сила, обретшая основание, содержание и форму в истине. Это образование ума суть начало крещения – написание в уме и душе истин. Если душа примет греховный помысел, он войдет в ум и сердце и разрушит начертанные Святым Духом слова, испортит порядок и чистоту, оставит свои следы, загрязнит душу, она зачнет страстные плоды. Поэтому, по слову Иоанна Лествичника, покаяние – это возобновление крещения.

Образованный словом ум приуготовлен во внутренней клети сослужить с Богом. «Алтарь да будет устроен из камней во имя Господне, из ощущений, заимствованных единственно из Евангелия; да не будет тут места для ощущений ветхого человека, как бы они ни казались невинными и изящными» (Игнатий Брянчанинов). Человек, не заключивший в ум слов, не сотворил камни для умного пьедестала Богу и не может принять откровения. Бог скажет слово, но оно войдет в темное сознание без ответа, не воспринятое и не распознанное.

Вместивший слово сослужит вместе со Словом – воплощением истины всех слов и даже более. «Войди во внутреннюю комнату своей души, и о Ком научен, что Он – Бог Сущий в начале, происшедший как Слово, и Сущий у Бога, Того познав, Тому подивившись и поклонившись Владыке своему, утвердившемуся в тебе посредством учения, познай, что Оно было в начале, то есть всегда у Бога Отца Своего» (Василий Великий).

Сослужение со Словом – это научение от Него соединением с Ним. Ум, огражденный словами поучения, не ускользает «в посторонние и суетные помышления», он освобождается от плотского, страстей и привязанностей. Его «мысль, когда она в состоянии очистить себя от вещественных страстей, оставить ниже себя всякую умопостигаемую тварь и, подобно какой-нибудь рыбе, из глубины изникнуть на самую поверхность, став в чистоте твари, там узрит Духа Святого, где Сын и где Отец ...» (Василий Великий). Ум примет Святой Дух и познает Слово.

Ирина Матюш

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

Пожалуйста, заполните поле Email