Три совета, как настроиться на духовную жизнь
Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Духовность тоньше паутины и легче воздуха, и постоянно куда-то ускользает. Где она духовность? Духовность там, где есть наблюдение за собой и особенно внимательное наблюдение за тем, чтобы пребывать в духе смирения.
Нужно себе усвоить, что вот этот самый вопрос «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» вращается вокруг того, присутствует в душе человека смирение или оно отсутствует. Если отсутствует, то при всех прочих деланиях, духовной жизни как таковой нет. Человек может совершать всё необходимое внешнее – молитвословия, воздержания во сне и пище, служения ближним, а при этом духовной жизни нет и быть не может. Где нет смирения и стремления к таковому через соблюдение себя, там обязательно зреет гордость и тщеславие, а там, где свободно этим дьяволам, Богу места нет.
А как проверять пребываешь ли ты в этом самом духовном расположении, т.е. устремлен ли ты к смирению?
1. Конечно, для человека живущего в миру обязательно следить за тем, как он воспринимает окружающих. Пожалуйста, получив замечание, испытав грубость сразу возможно почувствовать и понять, в каком духе находишься. Стараться быть великодушным, т.к. истинное великодушие единственно возможно, когда зришь свои прегрешения, а грехи других не осуждаешь.
2. Трудно увидеть дух превознесенности, он незаметен и тонок бывает, кроме каких-то грубых случаев. Но тем не менее упражняться в этом нужно, всматриваться нужно. Здесь полезно, законно использовать память и воображение, не что-то фантазировать и о себе мнить, а вспомнить или представить с силою ситуацию, в которой нас так или иначе неправдят и задевают и посмотреть, что в душе при этом движется. Если это обида, возмущение, гнев, а не «достойное по делам моим приемлю, Отче», то понятно, значит дух во мне не тот и необходимо предпринять трезвение, соответствующее богомыслие, моление и в конце концов прийти в силу покаяния. Наловчиться так себя проверять непременно послужит доброму делу.
3. Берегись оправдания! Всячески утверждай себя в мысли, что нельзя оправдываться. Это крайне вредно! Чтобы, когда возникает раздражение, изнутри искушение, движение самости уже была к этому времени вот эта мысль крепка в нас, что оправдание убийственно, нужно останавливать себя в этих путях. Объясниться можно, но, чтобы объясниться нужно потерпеть, явить благое терпение, покуда прекратит действовать вот это злое искушение оправдаться, доказать, затмевающее ум.
Николай Амвросиевский