Чудотворные иконы

Икона – это образ Бога, духовного мира, его явлений, святых. С ее помощью человек возводит очи ума к Богу, восходит в духе своем – совершает молитву и обретает благодать Святого Духа.

Есть несколько измерений явления чуда благодаря иконе. Рассмотрим несколько: физическое и духовное.

К чудотворным в настоящее время относятся те иконы, благодаря которым человек исцеляется физически, происходит явление Божьей помощи. Примеров множество. Иоанн Дамаскин, которому из-за клеветы отрубили руку, молился у иконы Божьей Матери, и Бог восстановил ее. В память о чуде он создал икону «Троеручица». Молитвами Казанской иконе Божьей Матери, дарованной Ею защитникам Москвы, Бог помог освободить город от неприятеля. Такого рода чудотворение является в измерении телесных чувств.

Благодаря иконе Бог может явить чудо духовного освящения души, когда человек прозревает и переживает радость и утешение. Об этих чудотворениях нет молвы, поскольку официально в область признания пока включаются только физически явленные чудеса. В большинстве люди осознают обновление души на уровне чувств. Например, душа унывная, боязливая, гневливая, но молится человек и чувствует, что душа становится иной, в ней другое бытие – мир и смирение. Эти чудеса большие, чем физические – это исцеление души.

Например, иконы «Святитель Иоанн Предтеча» с чашей или «Успение Пресвятой Богородицы» – это образы духовного рождения и выхода из тела, показывающие, что человек сначала духовно рождается в мире земном, а в конце – в мире духовном. Духовное понимание этих икон дается Святым Духом: Он животворит ум, и происходит умное чудотворение – просвещение духа и ума. Плотскому человеку сложно зафиксировать это чудо, и он скорее присвоит своему уму это озарение. Однако это чудо является во внутреннем человеке – в духе и душе.

Иконы с образами Святых могут служить в явлении чудес, как физических, так и духовных. Однако есть иконы, посредством которых даровалось особое умное чудо. К таким иконам можно отнести иконы «Всевидящее око» и «Святая Троица» Андрея Рублева. Особые они по той вершине образа и откровения, которую Бог может явить о Себе и Своем мире, ибо сами образы икон высоко надстоят над чувственным земным миром. Просветление и некоторое вознесение ума и духа к Богу в себе отмечали многие созерцавшие «Святую Троицу». Животворящая сила, совершающая это чудо, дается уму, и он – око души – до этого слепой, прозревает и вмещает истину. Человек, хотя бы на время, видит духовный мир и осознает Божие величие и творение, как и на иконе «Всевидящее око». Духовное видение – большее чудо, чем физическое прозрение человека. Если человек следует духовным путем, то Святой Дух, образовывая его ум и воспитывая сердце, соединяется с духом человека и учит глубинному пониманию образов, как например, на иконах «Святитель Иоанн Предтеча» с чашей или «Успение Пресвятой Богородицы». За чудом прозрения стоит чудо научения, в котором сердцевина – таинство причастия.

Иконы даны Богом благодатью и откровением – Бог показывает образ мира, который как слово Божье, сообразовывается с умом и низводит на душу действие Божия Духа (Василий Великий). Андрей Рублев долго молился и постился, чтобы Бог помог написать икону. По сути, это Святой Дух, пребывая в монахе, освящая его ум и сердце, писал образ Троицы, в котором явлена троичность в едином. Ее исполнение, научная точность, открытая в 20 веке учеными, смысловая наполненность и воззвание к человеку позволяют даже со вне понять, что создать ее мог дух, пребывающий в Боге и питаемый от Бога откровением. Человек, подходящий к иконе с молитвой и благоговением, приуготовляет ум свой к духовному видению Бога – к откровению. Оно есть причастие – умно даваемая благодать, исцеляющая зрение души и возводящая «от созерцания существующего к познанию Того, Кто выше всего существующего» (Симеон Новый Богослов).

Икона – это произведение, посредством которого воспроизводится духовное сознание человека. Это произведение – прежде плод Святого Духа, явленный трудом святого в физическом мире. Молящийся у иконы умно обретает свет в душе, осознает духовный мир, его устроение, как например, в иконе «Святая Троица» видится триединство Бога. Видится опосредованно, т.е. явно Бог не изображен – Его образ ум видит «над» или «за» изображенными ангелами, или «сквозь». Трудно описать процесс духовного зрения, но вернее – «над», ибо человеку нужно взойти на «гору» своего умного естества, данного Богом для восприятия тварного мира. Стать над ним, чтобы соединиться со сверхъестественным – Святым Духом, который, животворя умную силу души, внутри благодатно откроет пространство, где явит тайну Святой Троицы.

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

Пожалуйста, заполните поле Email