Вы – храм Божий

Апостол Павел в послании евреям призывает оставить начатки учения Христова и поспешить к его совершенству, возрастать от молока к твердой пище в ведении тайн Божиих. Прекращать служить образу и тени небесного (Евр. 9:5), учиться видеть само небо. «Не иным чем, братия, почитайте небесное царство, как истинным разумением Сущего, которое в божественных Писаниях называется и блаженством» (Василий Великий).

По образу Храма Божия велено было Моисею построить скинию, где было две завесы. Первая скиния называлась «святое», за второй завесой была скиния – «Святое Святых». Во вторую только однажды в год входит «один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа» (Евр. 9:7). «Этим Дух Святой показывает, что еще не открыт путь во святилище» (Евр. 9:8). Неведение подчеркивается как корень, путь и следствие греха.

В Ветхом завете скиния была окроплена кровью тельцов и козлов. Это тень и образ небесного. «Образы небесного должны были очищаться этими, самое же небесное – лучшими этих жертвами» (Евр. 9:23). Что является лучшей жертвой? «Жертва Богу дух сокрушен» (Пс. 50:19), «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6). Прочие жертвы и приношения не могут очистить от плотского и проявить образы небесного, которыми человек видит Царство Божие.

Лучшие жертвы согласно Новому завету, это:

1. Вмещенное слово Божие, которым душа предстает Богу в духе и истине, что есть очищение ее прежних образов. Христос говорит апостолам: «Вы уже очищены через слово, которое я проповедал вам» (Ин. 15:3). Сообразуясь со словом Бога, в душе преображаются образы, которыми она мыслит и воспринимает мир, они становятся действительными и позволяют чище видеть и понимать духовные явления. Постепенно в соединении со Словом в душе образуется духовное мировоззрение – «ум Христов», которым она разумеет мир.

«Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – вся сила их» (Пс.32:6). Словом Божьим создается мысленное небо человека, который восходит от буквы к духу (неслучайно в заветах употребляется образ восхождения на гору), очищает образы от земного и видит духовную реальность, открываемую Святым Духом.

2. Воля Божья, выполнение которой свято и есть путь, ведущий в жизнь. Христос так обозначил переход от ветхого к новому: «Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, – Ты не восхотел и не благоизволил», потому прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе» (Евр. 10:8-10).

В Святое Святых вошел Иисус Христос. Он – Первосвященник великий, прошедший небеса (Евр. 4:14). В Писании сказано: Он принес в жертву Самого Себя и приобрел вечное искупление. Понимающие лишь букву не увидели, что «во внутреннейшее за завесу … предтечею за нас вошел Иисус Христос» (Евр. 6:19-20). Первым – значит, и мы должны идти за Ним.

До внутреннего святилища предстоит преодолеть завесу, названную апостолом плотью Иисуса Христа. «Братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл через завесу, то есть плоть Свою…» (Евр. 10:19-20). «Христово царство … есть всякое вещественное ведение; а царство Бога и Отца – ведение невещественное и, как сказал бы иной, созерцание самого Божества» (Василий Великий). Плоть – это образы восхождения ума и одухотворения души. Эту завесу следует пройти и войти за нее. Здесь поучимся совершенному пониманию учения Иисуса Христа на примере слов святителей о том, что есть кровь и плоть Христа.

Василий Великий: «Плотью и кровью наименовал Он все таинственное Свое пришествие, означил также учение, состоящее из деятельного, естественного и богословского, которым душа питается и приготавливается со временем к созерцанию Сущего».

Максим Исповедник: «Логосы умопостигаемых вещей будут как бы кровью Слова, а логосы чувственных [вещей] – являемой плотью Слова». «И еще: плоть Слова есть истинная добродетель, кровь – непогрешимое ведение, а кости – неизреченное богословие».

Речь идет о внутреннем делании и познании. «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия…» (Рим. 12:1-2). Подобное понимание – это очищенный духовный образ, следуя которому, душа очищает прочие образы восприятия духовного мира и видит, как причастие совершается внутри – это причастие духа человека Святому Духу, чтобы «иметь участие в святости Его» (Евр. 12:10). Если в человеке только плотской образ причастия, он сам плоть. Бог не может с ним соединиться и дать жизнь новую.

Санников Василий как последователь Иисуса Христа дает ключевые заповеди в духе и истине двух заветов: «научиться разговаривать с Отцами Небесными и выполнять Их волю», что объединяет жертвы (точнее и без тени – это делания) Нового завета – слово и волю Божьи. К этой заповеди дана еще одна, необходимая для ее соблюдения: «включайте мышление». Чтобы, восходя от образа к образу, очищая их в делании, «сообразуя духовное с духовным (1 Кор. 2:13), войти за завесу, где совершается разговор с Богом лицом к лицу. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу, теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13:12).

Что есть жертва по сути? Эта сама душа и ее внутреннее делание – приготовление себя Богу, чтобы Бог вошел в душу как в храм. Первородное приношение себя Богу не совершается из страха или корысти, только из любви.

Душа находится в человеческой форме тела, в ней сопряжены небесные и земные образы (формы восприятия и мышления), но от видимых человек должен взойти к невидимым, раскрывающим духовное. Это объясняет Василий Великий: «Поскольку огрубевший ум наш связан перстию, примешан к брению и не может остановиться на голом созерцании, то, руководясь красотами, сродными его телу, представляет себе действование Творца и познает это до времени по произведениям, чтобы таким образом постепенно возрастая, возмог он некогда приступить и к Самому непокровенному Божеству». Василий Великий назвал это воскресением, ибо есть «переход от вещественного ведения к невещественному созерцанию». Это образ очищенный. Воскресая, человек видит первообразы. «Несомненно, Моисей понимал, что есть истинное обрезание (Рим. 2:26-27), что есть истинная Пасха (1Кор.5:7), знал он, в чем суть истинных новомесячий и суббот (Кол.2:16-17); и хотя все это он понимал в духе, он таил их под покровом слов, прикрывая их тенями и образами вещественного. … эти и подобные им вещи были «Святое Святых», «на которое никому, кроме священников, не дозволено смотреть» (Ориген).

«Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас перед лицо Божие» (Евр. 9:24). Второе пришествие будет в этом небе – во внутреннем святилище. Здесь должны быть «ожидающие Его во спасение» (Евр. 9:28). Здесь сретение и причастие. «Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя …» (Флп. 3:20). В это небо необходимо войти, поэтому «включайте мышление».

Образы, должные быть очищенными и обновленными, находятся в душе. Они есть ее генетическое родство Богу (образ и подобие), поэтому апостол говорит: вы – «храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 6:19). Согласно образам Писания человек должен войти в Святое Святых души – предстать перед лицо Божие (Евр. 9:24), там его пост и служба. Значит, иносказание о жертвах и очищении образов – это обретение духовного мировоззрения, обновление ума Святым Духом, чтобы мыслить, молиться и восходить к Богу. Это домостроительство указал Бог человеку – воздвигнуть храм: в нем явит мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца наши и помышления наши во Христе Иисусе (Флп. 4:7).

Рукотворные иконы и храмы – это тень духовных благ. Самые образы вещей находятся в человеке. Он – нерукотворный храм и икона. Когда в нем проявятся истинные образы, он увидит посредством них духовное небо. В каждом образе будет видение Царства Божия и его истин. Как сейчас, войдя в храм, христианин прикладывается к иконам, так внутри он будет прикладываться умом к образам понимания каждого священнодейства, причащаться разумению и освящаться. Каждая икона – это таинство, явление, происходящее в Царствии Небесном. Видеть и понимать ее образ нужно духовно, т.е. быть в соединении с реальностью этого таинства в храме души.

Каждая икона или слово заветов раскрывается Святым Духом – Он вводит в смысл и духовное значение. «Пошлет Духа Святого, и созиждет, и обновит лицо земли» (Пс. 103:30), т.е. обновит образы, заключенные Богом в душе. Это преображение – «кто во Христе, новая тварь» (2 Кор. 5:17). Душа стала храмом – в ней Святой Дух священнодействует. Это таинство разумное: очищение образов есть снятие с ума покрывала, человек с открытым лицом, как в зеркале, взирает на славу Господню (2 Кор. 3:18).

Таким образом, Наука Святого Духа – это кровь в иносказании заветов, Наука Отца Небесного – это плоть. Повторим слова апостола: «Братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл через завесу, то есть плоть Свою…» (Евр. 10:19-20). Познание и исполнение Науки (воплощение в душе) очищает грех неведения. Это уже не тень искупления, но оно само, поэтому апостол Павел говорит: «будучи очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов» (Евр. 10:2), но имели облечение в нового человека, «который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:10).

Цель вхождения в Святое Святых – это Богообщение. Санников Василий сказал: «каждому человеку научиться разговаривать с Отцами Небесными и выполнять Их волю». Эта заповедь находится в сердце Ветхого и Нового заветов, кто исполняют их, узнают эти дух и слово. Небезопасен путь к Богу – человек может свои нечистые помыслы принять за слово Божие и впасть в прелесть, но Богообщение необходимо, поскольку такова природа и исполнение человека. «Как образ и подобие Божие ... человек только в Богообщении и может жить. ... Богообщение не может быть отодвинуто в загробную жизнь в качестве конечной цели человеческих стремлений, оно должно всегда быть присуще человеку по самой его природе». Бог «прямо даровал ему это общение, или лучше, прямо и сотворил его в этом общении, ... человек прямо созидается в раю» (Сергий Страгородский). «А рай, по моему рассуждению, есть небесная жизнь. В нем-то поставил Бог человека, чтобы он был неослабным делателем Божиих словес» (Григорий Богослов).

Человек ослабил себе задачу. Толкование слова Божия не возрастает к пророческим и апостольским значениям, не совершается в духе и истине возношение мыслей и сердца Богу, потому не может Святой Дух обновить храм души и его образы и пребывать в нем. «Стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего …» (Евр. 9:8-9). Образ настоящего времени – это плотское мировоззрение, в котором невозможно вместить и возделать слово Божие. «Этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис. 29:13).

Как исполнится завет Бога: «вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. … все от малого до большого, будут знать Меня …» (Евр. 8:11)?

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

Пожалуйста, заполните поле Email