Внутреннее делание
Феофан Затворник о воображении пишет: «Воображение и память не мыслят. Они – чернорабочие силы, подъяремные». Они «добывают и хранят только материал для мыслей».
Григорий Палама в одной мысли изложил три вида зрения физического, душевного и духовного мира: «Как ум, неизреченно сочетаясь с чувством, видит чувственное и как чувство через сочетание с умом символически и чувственно представляет умопостигаемое, начиная воспринимать его, так оба они, сочетаясь с Духом, духовно увидят незримый свет, вернее соувековечатся в созерцаемом».
Бог человеку – Свет разума. С Ним человек разумеет и различает добро и зло. Дабы не сойти во зло и тьму, человеку необходимо стараться быть с Богом, тогда «богоугодный ум течет впереди души и советует ей презреть временное, вещественное и тленное, а возлюбить блага вечные, нетленные и невещественные, так чтобы человек живя в теле, умом представлял и созерцал Небесное и Божественное» (Антоний Великий).
Страсти вошли человека с самостью (Феофан Затворник). Как только человек отходит от Бога и говорит «я сам», в нем появляются самость и самолюбие, из них произрастают три производные (славолюбие, сребролюбие, сластолюбие), а далее появляется «полчище страстей: гордость, зависть, ненависть … со всеми их многочисленными и многообразными порождениями».
Бог «весьма любит нас, потому и попускает нам подвергаться скорбям, чтобы мы искренне прилеплялись к Нему» (Иоанн Златоуст).
В первой части статьи «Ум, мышление и дух» приведены откровения Максима Исповедника, раскрывающие строение и деятельность ума:
В первой части статьи «Ум, мышление и дух» рассмотрен здоровый механизм мышления человека, когда он заботится «иметь Бога в разуме» (Рим. 1:28), и Бог не только сохраняет его от превратностей и непотребств, но живет в человеке светом и пониманием смыслов мира.