Воображение
Феофан Затворник о воображении пишет: «Воображение и память не мыслят. Они – чернорабочие силы, подъяремные». Они «добывают и хранят только материал для мыслей».
Ум как око души должен увидеть реальность – Бога. Поскольку познание – это процесс, и ум всего не видит, то «достраивает» видение гипотетически выверенным и осмысленным предположением. Это работа воображения, которое «дорабатывает» реальность с учетом имеющихся знаний. После гипотеза должна быть познана, т.е. предполагаемое необходимо увидеть взором ума. Работу воображения человек, как правило, отдельно не выделяет и не видит специфику чернорабочей силы мышления в научном представлении мира.
Пример. Солнце гораздо больше планеты Земля, но человек видит Солнце малым кругом на небе. Знания о том, какова Солнечная система, позволяют представить реальность космического пространства и своего положения на Земле относительно Солнца. Целостное видение реальности достраивается воображением с учетом изученных в школе знаний. До открытия гелиоцентричности, люди, полагаясь на зрительное восприятие, думали, что Солнце вращается вокруг Земли.
В жизни каждого христианина есть совокупность образов из жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, которые, например, обозначены как особые праздники, отражающие важнейшие этапы духовного становления человека. Каждый образ открывает особое духовное таинство, и должен быть познан и вмещен душой, чтобы составить основу видения духовного мира и смысла своей жизни. И в этом создании духовного мировоззрения также участвует воображение как вспомогательная сила мышления.
Пример. Введение во Храм Пресвятой Богородицы – это не только историческое событие, благодаря которому был рожден Иисус Христос. Это образ введения души Святым Духом в Царство Божие и откровение Бога душе, которым зачинается в ней и воплощается Бог. Если человек не знает этих смыслов, он не представляет своего духовного мира и действия Божьей благодати. Непосвященному представить это таинство невозможно. Человек изучает Святое Писание, молится и мыслит, создавая в уме представление. Святой Дух постепенно открывает, человек осмысливает, уточняется его видение и понимание.
Злоупотребление воображением ведет к выдумыванию, мечтательности и прелести, когда человек «сочиняет» себя и явления, в реальности этого не имея. Верное использование этой законной силы ума происходит в смиренном и точном осмыслении реальности, которая человеческому уму на определенном этапе не видима, но он научно постигает и постоянно уточняет мировоззрение, выстраивая себя и свое движение изнутри.
Более того, человек использует воображение как вспомогательную силу в созидании веры. Умная вера использует воображение для видения умом того, что физическим органам чувств и интеллекту недоступно – духовного мира, который душа увидит в реальности, когда откроет ей Святой Дух. Пока же она приготавливается, соблюдая меру познания и трезво используя воображение под контролем мышления. Мера познания – это прежде молитва и дух, а в них совершается мышление и воображение.
Апостол Павел дает определение: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Это невидимое сначала содержится в уме посредством мышления и воображения, и постепенно воплощается в душе в соединении с Богом, является перед духовным взором человека. Григорий Богослов пишет об этом таинстве: «Бог есть свет высочайший … по мере нашего очищения представляемый, по мере представления возбуждающий к Себе любовь, и по мере любви вновь умопредставляемый…». Иными словами, человеку необходимо воображение и представление, пока в нем нет бытия. Когда же в нем осуществляется Царство Божие, есть его истинное видение, и воображение на данном этапе познания не требуется.
Феофан Затворник в одной из проповедей описывает действие обновительной силы Божьей под покровом разрушающегося внешнего мира и призывает: «Войдите, братие, умною верою вашею в созерцание сего порядка домостроительства Божия о значении времен, утвердитесь в нем и стойте. Ради веры вашей Господь даст вам крепость устоять против наветов отца лжи, который, растлевая доверчивые к его внушению умы, отнимает у них способность видеть действующее среди тления обновление. И они сами себя обольщают и других вводят в обман, думая, что окружающее нас кажущееся нестроение есть естественное (нормальное) состояние вещей, и позволяет себе делать слишком смелые заключения против творчества Премудрого и промышления Всеблагого». В этих словах подчеркивается: 1) умная вера, полагаясь на мышление и воображение, позволяет обрести видение; 2) страсть и зло входят в душу также через воображение, обманывая и создавая иллюзорные образы, человек мечтает и поддается.
Мечтательность и неконтролируемое воображение Святитель описывает так: «Мысль сходит в архив памяти и помощию воображения перебирает там весь собравшийся хлам, переходя от истории к истории, по известным законам сцепления представлений, приплетая к бывалому небывалое, а нередко даже невозможное, пока не придет в себя и не возвратится к действительности окружающей. Говорят: углубился. Углубился, но в пустоту, а не в серьезное обсуждение дела». В таком состоянии человек зачастую проводит всю жизнь, но должен противопоставить живую веру – трезвое всматривание в реальность с молитвенным обращением к Богу и надеждой на откровение и познание, которыми питается и возрастает душа.
Итак, душа рождает образы, видит образами, движется образами, используя вспомогательную силу воображения. И неслучайно человеку открыто, что он создан по образу Божьему. Этот образ в духовном естестве человека, но должен быть воссоздан в разуме, воле и чувстве. Без этого делания человек теряет образ как путь и становится безобразным – делает с собой все, что подскажет ему невежество и страсти.
Ирина Матюш