Внутреннее делание
Бог наделил людей умом, чтобы быть в них – «вселюсь в них и буду ходить в них» (2 Кор. 6:14), т.е. «Сущий начинает бытие, Несозданный созидается, Необъемленый объемлется через разумную душу, посредствующую между Божеством и грубой плотью» (Григорий Богослов). По его же слову «... Божество необходимо будет ограничено, если Оно будет постигнуто мыслью. Ибо и понятие есть вид ограничения».
Начало понимания, что есть ветхий и новый человек, – это осознание, что понятие «человек» относится не к телу, а к тому миру в нем, который есть разум, мысли, чувства, желания, воля, дух.
Велика картина будущего человека, открытая Богом в первом послании Коринфянам Апостола Павла. В Книге Бытия 2:7 говорится: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Апостол Павел поясняет: «сеется тело душевное, восстает тело духовное»; «сеется в тлении, восстает в нетлении»; «сеется в немощи, восстает в силе».
В Книге Бытия 2:7 говорится: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою».
Хранение ума в основе имеет трезвение внимания (постоянную бдительность к помыслам) и смирение, в котором ум не парит, не отвлечен, не рассеян – он собран и сосредоточен на памятовании Бога и своих грехов. Если появляется греховный помысел, он отвергается усилием воли и обращением к Богу с краткой молитвой («Господи, помилуй»). Познание своих немощей и умножение молитв больше смиряют душу.
Порядок хранения ума требует дополнительных знаний, если душу возмущают страсти. Многие тонкости показал Преподобный Исаак Сирин.
«Двигатель языка – сердце; чем полно сердце, то изливается языком… излившееся чрез язык чувство сердца укрепляется и укореняется в сердце. Потому язык есть один из немалых деятелей в образовании нашего нрава».
Многословие в большинстве случаев рождается от горделивого самомнения, когда мы воображаем, что многое знаем и наше мнение самое верное. Мы испытываем неудержимое желание высказаться и многократно повторить, чтобы запечатлеть свое мнение в сердцах других людей, навязываясь им в учителя. И много говоря, лишь обличаем свое безумие и отсутствие духовного труда.
Самомнение – это преувеличенно высокое мнение о самом себе, своих достоинствах; завышенная оценка своей личности.
Преподобный Макарий Египетский сказал: «Самомнение есть ослепление души, не позволяющее ей познавать свою немощь», т.е. из-за самомнения мы забываем о том, что без Бога нам не справиться, рассчитываем на себя, считаем себя мудрыми, поэтому можно дать определение: самомнение – это слепота, в которой мы не видим ни Бога, ни людей, лишь себя.
Духовники (Исихий Иерусалимский, Максим Исповедник) едины в том, что душа имеет три части – разумная (мыслительная), желательная (вожделевательная) и раздражительная (чувствующая).
Лучше понять учение о силах души ученых-духовников могут помочь труды ученых-физиологов. В своей работе «Рефлексы головного мозга» И.М. Сеченов объясняет, что живые организмы реагируют на внешние явления (прикосновения, свет, звук) благодаря раздражению чувствующего нерва.
Иисус Христос дал две наибольшие заповеди. 1) Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею. 2) Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
Прекрасное определение смиренномудрия дал Преподобный Макарий Оптинский: «Смиренномудрие – это умное делание смирения, проникающее в чувство души».
Ум должен быть в положении смиренно учащегося, чтобы познавать жизнь. Тогда он может быть научен Святым Духом – это основа Божественной мудрости.
Смиренномудрие как умное делание смирения можно рассмотреть на следующем примере. Будем совершать в уме делание следующих добродетелей: