Ум, мышление и дух. Часть 1

Бог наделил людей умом, чтобы быть в них – «вселюсь в них и буду ходить в них» (2 Кор. 6:14), т.е. «Сущий начинает бытие, Несозданный созидается, Необъемленый объемлется через разумную душу, посредствующую между Божеством и грубой плотью» (Григорий Богослов). По его же слову «... Божество необходимо будет ограничено, если Оно будет постигнуто мыслью. Ибо и понятие есть вид ограничения».

Ветхий и новый человек

Начало понимания, что есть ветхий и новый человек, – это осознание, что понятие «человек» относится не к телу, а к тому миру в нем, который есть разум, мысли, чувства, желания, воля, дух.

Тела небесные и тела земные

Велика картина будущего человека, открытая Богом в первом послании Коринфянам Апостола Павла. В Книге Бытия 2:7 говорится: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Апостол Павел поясняет: «сеется тело душевное, восстает тело духовное»; «сеется в тлении, восстает в нетлении»; «сеется в немощи, восстает в силе».

Из чего и во что мы превратились?!

В Книге Бытия 2:7 говорится: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою».

Важные вопросы хранения ума

Хранение ума в основе имеет трезвение внимания (постоянную бдительность к помыслам) и смирение, в котором ум не парит, не отвлечен, не рассеян – он собран и сосредоточен на памятовании Бога и своих грехов. Если появляется греховный помысел, он отвергается усилием воли и обращением к Богу с краткой молитвой («Господи, помилуй»). Познание своих немощей и умножение молитв больше смиряют душу.
Порядок хранения ума требует дополнительных знаний, если душу возмущают страсти. Многие тонкости показал Преподобный Исаак Сирин.

В молчании обрести смирение и услышать Бога (по трудам Преподобного Никодима Святогорца)

«Двигатель языка – сердце; чем полно сердце, то изливается языком… излившееся чрез язык чувство сердца укрепляется и укореняется в сердце. Потому язык есть один из немалых деятелей в образовании нашего нрава».
Многословие в большинстве случаев рождается от горделивого самомнения, когда мы воображаем, что многое знаем и наше мнение самое верное. Мы испытываем неудержимое желание высказаться и многократно повторить, чтобы запечатлеть свое мнение в сердцах других людей, навязываясь им в учителя. И много говоря, лишь обличаем свое безумие и отсутствие духовного труда.

Самомнение и обидчивость

Самомнение – это преувеличенно высокое мнение о самом себе, своих достоинствах; завышенная оценка своей личности.

Преподобный Макарий Египетский сказал: «Самомнение есть ослепление души, не позволяющее ей познавать свою немощь», т.е. из-за самомнения мы забываем о том, что без Бога нам не справиться, рассчитываем на себя, считаем себя мудрыми, поэтому можно дать определение: самомнение – это слепота, в которой мы не видим ни Бога, ни людей, лишь себя.

Несколько слов о трех частях души

Духовники (Исихий Иерусалимский, Максим Исповедник) едины в том, что душа имеет три части – разумная (мыслительная), желательная (вожделевательная) и раздражительная (чувствующая).
Лучше понять учение о силах души ученых-духовников могут помочь труды ученых-физиологов. В своей работе «Рефлексы головного мозга» И.М. Сеченов объясняет, что живые организмы реагируют на внешние явления (прикосновения, свет, звук) благодаря раздражению чувствующего нерва.

Самолюбие и почему его легче побеждать в его детях

Иисус Христос дал две наибольшие заповеди. 1) Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею. 2) Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

Смиренномудрие

Прекрасное определение смиренномудрия дал Преподобный Макарий Оптинский: «Смиренномудрие – это умное делание смирения, проникающее в чувство души».
Ум должен быть в положении смиренно учащегося, чтобы познавать жизнь. Тогда он может быть научен Святым Духом – это основа Божественной мудрости.
Смиренномудрие как умное делание смирения можно рассмотреть на следующем примере. Будем совершать в уме делание следующих добродетелей:

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

Пожалуйста, заполните поле Email